Конституция ОАЭ попыталась соединить все, что накопилось в идейном наследии ислама в рамках Основного закона этого государства.

В связи с тем, что ОАЭ одна из самых влиятельных стран Ближнего Востока, изучение основ конституционного строя этого государство интересно и актуально.

Объединенные Арабские Эмираты - государство с федеративной формой государственного устройства, образованное в 1971 г. путем соглашения между семью эмиратами, на территории которых существовал родоплеменной строй, где глава общины (шейх) получал свою должность по наследству и обладал неограниченными полномочиями. Государственные и общественные отношения регулировались нормами шариата и обычного права. Суверенитет ОАЭ получили в 1971 году.

Принятие Конституции в 1971 г. стало правовой основой качественно нового государства, так как на Ближнем Востоке до этого не было государства с федеративной формой государственного устройства. Образование единого союзного государства способствовало бурному развитию ОАЭ как в экономической, так и общественно-политической области. ОАЭ в настоящее время занимают одно из самых ведущих мест не только на Ближнем Востоке.

Говоря о конституционном развитии ОАЭ, необходимо отметить, что отдельные их субъекты имели многочисленные соглашения с Великобританией, против которой велась вооруженная борьба, начавшаяся в начале XIX в. и длившаяся до получения независимости. Среди прочих можно отметить соглашения 1806, 1820 и 1853 гг., которые были подписаны Великобританией с отдельными шейхами и обеспечивали постоянное присутствие Великобритании на берегах Персидского залива.

В конце XIX в. на этот регион обратили внимание такие конкуренты Великобритании, как Османская империя, Иран, Франция, Германия и Россия. По этой причине Великобритания заключила соглашение с шейхами эмиратов, суть которого заключается в том, что шейхи не имеют права поддерживать какие-либо отношения с вышеуказанными державами. Кроме того, Великобритания заключила с эмиратами экономический договор, наиболее важным пунктом которого является соглашение 1922 г., по которому только Великобритания имеет право выкачивать нефть из бассейна, находящегося во владении эмиратов.

16 января 1968 г. Великобритания объявила о выводе своих войск из эмиратов. В этом же году двумя эмиратами (Абу-Даби и Дубай) был сделан первый шаг на пути к объединению. Было подписано соглашение, содержащее четыре раздела.

Первый раздел рассматривает вопросы внешней политики, совместной обороны, внутренней безопасности, социального обеспечения и вопросы эмиграции и гражданства.

Второй - посвящен федеральной законодательной власти.

Третий - определяет исключительную компетенцию субъектов.

В четвертом разделе соглашения содержится призыв к шейхам остальных эмиратов об объединении в настоящий союз. Это соглашение стало основой образования нового федеративного государства.

25 февраля 1968 г. состоялся съезд девяти эмиратов, принявший соглашение о создании Объединенных Арабских Эмиратов. На этом же съезде было принято решение о формировании следующих органов государственной власти:

1. Верховный совет союза - высший коллегиальный орган государства, состоящий из шейхов девяти эмиратов.

Среди компетенций органа можно отметить определение политической, экономической, культурной и оборонной политики государства.

Верховный совет принимает федеральные законы, обеспечивающие выполнение внешней и внутренней политики государства (ст. 4), федеральный бюджет (ст. 6) и др.

2. Верховный федеральный суд.

 

27 апреля 1970 г. эмират Катар принял Конституцию, первая статья которой объявляет его независимым суверенным государством, входящим в состав Объединенных Арабских Эмиратов.

14 августа 1971 г. эмират Бахрейн объявил о своем выходе из союза, и это подтолкнуло Катар сделать то же самое.

10 июля 1971 г. было официально объявлено об образовании государства ОАЭ, состоящего из семи эмиратов.

Конституция принималась как временная. Только в 1996 г., спустя 25 лет, в Конституцию были внесены изменения, и она была принята как постоянная.

Вывод: Объединенные Арабские Эмираты - федеративное государство.

Состоит из семи княжеств: Абу-Даби, Аджман, Дубай, Рас-Аль-Хайма, Ум-Аль-Кайвейн, Фуджейра и Шарджа.

Государство возглавляется эмиром Абу-Даби, правительство - эмиром Дубая.

Высший совет союза занимает высшее место в иерархии государственного устройства ОАЭ. Совет состоит из глав всех семи эмиратов. Совет определяет общую политику государства, а Совет министров отвечает перед Высшим советом за проведение этой политики. Помимо определения внешней и внутренней политики, Высший совет вправе пересматривать принцип государственного устройства страны. Совет также утверждает кандидатуру на пост председателя Совета министров.

Съезд Совета происходит в начале октября каждого года, при этом Совет должен проводить в течение сессии пленарные заседания каждые два месяца. Также Председатель вправе созывать совет на внеочередное заседание в случае необходимости или по требованию членов совета. Для принятия любого решения необходимо присутствие на съезде минимум пяти членов, среди которых должны быть представители эмиратов Абу-Даби и Дубая. Заседания Совета носят, как правило, закрытый характер.

Пост президента Объединённых Арабских Эмиратов совмещён с постом эмира столичного эмирата Абу-Даби. Так как сам эмират является абсолютной монархией, то власть в нём, а, следовательно, и во всём государстве, передаётся по наследству. До 1966 года в Абу-Даби, как и в соседней Саудовской Аравии, было принято передавать власть от брата к брату. Президент ОАЭ является верховным главнокомандующим вооружёнными силами, председателем Высшего совета обороны.

Полномочия главы государства и его заместителя. Глава государства в ОАЭ обладает широкими полномочиями, которые он осуществляет как единолично, так и через Верховный государственный совет и Совет министров. В компетенцию главы государства входят:

1) созыв совещания Высшего государственного совета и руководство его работой;

2) представление страны на международной арене;

3) созыв для совместного совещания Верховного совета и Совета министров. Статья 53 Конституции ОАЭ определяет, что только президент вправе объявить о необходимости данного совещания;

4) Руководство Высшим советом обороны страны. Статья 141 Конституции ОАЭ определяет состав этого союза. В него входят: глава государства, председатель правительства, министр иностранных дел, министр обороны, министр финансов, министр внутренних дел, главнокомандующий Вооруженными силами страны и председатель Генштаба ОАЭ. Высший совет обороны принимает решения, касающиеся обороны, сохранения мира в ОАЭ, безопасности формирования Вооруженных сил, их подготовки и распределения в военные лагеря Объединенные Арабские Эмираты.

На совещания Совета могут быть приглашены консультанты и военные эксперты;

5) подписание указов и решений. Глава государства подписывает указы и постановления, подтвержденные Верховным советом, нормативные акты, принятые Советом министров (ст. 114 Конституции);

6) наблюдение за исполнением федеральных законов, указов и решений. Кроме того, ст. 65 Конституции дает право главе государства требовать от. Совета министров ежегодный доклад, который должен содержать анализ работы правительства и отдельных его членов, деятельности правительства в области внутренней и внешней политики государства.

Существует пост вице-президента. Вице-президент назначается Высшим советом союза на 5-летний срок.

С 3 ноября 2004 года пост президента ОАЭ занимает шейх Халифа бен Заед аль-Нахайян. 3 ноября 2009 года Высший Совет ОАЭ продлил полномочия шейха Халифы в качестве Президента страны на пятилетний срок. Клан аль-Нахайян правит эмиратом Абу-Даби уже более 250 лет.

С точки зрения конституционной доктрины исполнительная власть в ОАЭ представлена тремя высшими органами - главой государства, Верховным советом союза и Советом министров.

В этой связи надо отметить, что среди арабских правоведов нет единого мнения по поводу правового положения данного органа. Одни считают, что Совет министров является лишь учреждением, входящим в исполнительную власть.

Данные специалисты ссылаются на ст. 60 Конституции, которая называет совет министров учреждением. Другие же, основываясь на ст. 45 Конституции, читают, что Совет министров является исполнительной властью, так как он обладает как политическими, так и административными полномочиями. Однако мы считаем, что в условиях, когда принцип разделения властей не действует, разговор о месте Совета министров в системе высших органов теряет свой смысл Объединенные Арабские Эмираты.

Совет министров во главе с председателем, назначается на пост президентом и утверждается Высшим советом. К полномочиям правительства относятся разработка законопроектов и федерального бюджета, принятие постановлений и инструкций для исполнения законов и других нормативных актов, наблюдение за исполнением судебных решений, ратификация международных договоров и соглашений, назначение и увольнение федеральных чиновников, которые не требуют особого распоряжения других высших органов государства. В настоящее время Совет министров возглавляет Шейх Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум. Имеются следующие министерства и приравненные к ним по статусу учреждения Объединенные Арабские Эмираты:

  • Министерство по делам президента
  • Министерство по делам высшего совета
  • Министерство по делам совета министров
  • Министерство финансов и промышленности
  • Министерство энергетики
  • Министерство высшего образования и научных исследований
  • Министерство образования
  • Министерство иностранных дел
  • Министерство труда и социального развития
  • Министерство юстиции
  • Министерство сельского хозяйства
  • Министерство экономики и планирования
  • Министерство информации и культуры
  • Министерство внутренних дел
  • Министерство связи
  • Министерство здравоохранения
  • Министерство обороны
  • Учреждение по административному развитию
  • Федеральная таможенная служба
  • Федеральная служба по электричеству и водным ресурсам
  • Федеральное агентство по окружающей среде
  • Биржевая служба
  • Федеральная служба по частной собственности
  • Государственная аудиторская служба

Законодательная власть представлена Федеральным национальным в состав которого входят представители от каждого эмирата, число которых закреплено в конституции и определяется в зависимости от численности населения, политической и экономической ситуации в том или ином эмирате. Каждый эмират вправе выбирать собственный метод избрания представителей в Национальный совет. В настоящее время в состав Совета входят 40 депутатов (по 8 - от Абу-Даби и Дубая, по 6 - от Рас эль-Хайма и Шарджи и по 4 - от Фуджейры, Эль-Кайвайна и Аджмана).

Национальный совет не является законодательным органом в полном смысле этого слова, поскольку не обладает законодательной инициативой. В его полномочия входит лишь обсуждать законы, которые предлагает Совет министров и вносить по своему усмотрению поправки и дополнения. Совет также вправе отклонить любой законопроект. Однако в этом случае президент всё же имеет право принять закон после утверждения Высшим советом союза. Таким образом Национальный совет, несмотря на то, что в конституции описывается как законодательный орган, является лишь консультативным.

Судебная власть представлена Высшим союзным судом, который является верховным федеральным судом Объединённых Арабских Эмиратов. Он состоит из председателя и 4 независимых судей. Высший суд регулирует отношения между эмиратами, членами Высшего союза, федеральной и местной властью.

Кроме Конституции деятельность Высшего союзного суда регламентируется федеральным законом № 10 от 1973 г. с изменениями 1985 г. Согласно данному закону, судьи являются независимыми и несменяемыми, а их деятельность может быть прекращена в следующих случаях:

1. Смерть члена суда.

2. Добровольная отставка.

3. Истечение срока контракта (для членов суда, работающих на контрактной основе).

4. Достижение пенсионного возраста.

5. Недееспособность по состоянию здоровья.

6. Переход на другую работу.

7. Увольнение за поступки, несовместимые с должностью судьи

Суд имеет как общие, так и специальные полномочия. Среди общих полномочий суда можно выделить следующие:

а) разрешение споров между эмиратами, членами союза, а также между эмиратами и правительством союза. При этом суд рассматривает дела по просьбе любой из указанных сторон;

б) толкование положения Конституции по запросу правительства одного из эмиратов. Постановление суда в таком случае является обязательным для всех;

в) допрос министров и высших чиновников, назначенных специальным указом, по подозрению в совершении должностного преступления или преступления, связанного с подделкой документов, штампов и валюты;

г) разрешение споров и коллизий между федеральными органами правосудия и органами правосудия субъектов относительно их полномочий;

д) разрешение коллизий в решениях органов правосудия отдельных эмиратов.

А что касается специальных полномочий, то согласно п. 2-3 ст. 99 Конституции Высший суд является единственным органом, уполномоченным решать вопрос о соответствии положений нормативных актов и судебных решений Конституции страны.

Конституция определяет также стороны, обладающие правом запроса в Высший суд: ими могут быть эмираты, члены союза, федеральные органы власти и отдельные граждане.

Право обращения в суд принадлежит главе эмирата (шейху), этим же правом обладают и органы правосудия в случае рассмотрения определенных дел.

Органы правосудия могут обращаться в суд как самостоятельно, так и по требованию одной из сторон дела.

Согласно ст. 45 Конституции право запроса в Высший суд имеют и федеральные органы власти - глава союза, его заместитель, Высший совет союза и Совет министров, которые (как было отмечено выше) представляют исполнительную власть.

Согласно ст. 58 закона № 10 (о Высшем союзном суде) судебная власть имеет право рассматривать дела о соответствии федеральных законов и местного законодательства

Конституции страны как по требованию одной из сторон дела, так и самостоятельно.

Конституция дает гражданам право также обратиться в суд с жалобой о не конституционности законов и иных нормативных актов, но только в случае рассмотрения конкретного дела (ст. 99 п. 3).

Надо отметить, что само решение суда не отменяет закон в случае его не конституционности, а лишь обязывает уполномоченную власть принять меры по устранению норм, противоречащих Конституции (ст. 101).

В центре системы законодательных актов стоит Конституция ОАЭ 1971 г. В ней провозглашаются общепринятые права и свободы граждан федерации: равенство всех перед законом, неприкосновенность личности и жилища, свобода передвижения, выбора профессии, слова и печати, религиозного вероисповедания, собраний и создания организаций, тайна переписки. Конституция ОАЭ декларирует также основные права граждан в социально-экономической области: на труд и социальное обеспечение, образование, медицинское обслуживание.

Законодательные полномочия разделены между федерацией и эмиратами. К законодательным полномочиям федерации относятся, в частности: общая система судопроизводства, образование, здравоохранение, гражданство и иммиграция, финансы и денежная система, налоги федерации, трудовое законодательство, социальное обеспечение, недвижимая собственность, банковская деятельность и страхование, сельское хозяйство, уголовное, гражданское и торговое законодательство. Однако по некоторым из этих вопросов эмираты имеют собственные кодексы и законы.

Помимо шариата и законодательства определенное значение в качестве источника права сохраняет обычай. Закон о Верховном суде устанавливает, что он в своей деятельности руководствуется, помимо шариата и законов, обычаем, принципами естественного права и права по аналогии, если это не противоречит шариату.

Наконец, чрезвычайно важное значение в качестве источника права имеют решения федерального Верховного суда, особенно вынесенные в порядке конституционного контроля и толкования Конституции.

Права человека юридически защищены Конституцией Объединенных Арабских Эмиратов, которая присуждает равенство, свободу, верховенство закона, неприкосновенности дома, свободы передвижения, свободы мнения и речи, свободы коммуникации, свободы религии, свободы совета и ассоциации, свободы занятия. Объединенные Арабские Эмираты, как считается, являются одной из самых либеральных стран на Ближнем Востоке.

Подводя итог данного параграфа, можно сделать вывод, что в ОАЭ господствует прочное экономическое положение, устойчивая политическая система, а также жесткий контроль со стороны государства за всеми происходящими в стране процессами.

Федеральные органы власти состоят из: Главы государства и его заместителя, Федерального высшего совета, Совета министров, Федерального национального совета, Верховного федерального суда.

В Конституции ОАЭ провозглашаются общепринятые права и свободы граждан федерации: равенство всех перед законом, неприкосновенность личности и жилища, свобода передвижения, выбора профессии, слова и печати, религиозного вероисповедания, собраний и создания организаций, тайна переписки.

Конституция ОАЭ декларирует также основные права граждан в социально-экономической области: на труд и социальное обеспечение, образование, медицинское обслуживание.

Права человека юридически защищены Конституцией Объединенных Арабских Эмиратов, которая присуждает равенство, свободу, верховенство закона, неприкосновенности дома, свободы передвижения, свободы мнения и речи, свободы коммуникации, свободы религии, свободы совета и ассоциации, свободы занятия. 

Объединенные Арабские Эмираты, как считается, являются одной из самых либеральных стран на Ближнем Востоке.

Власти Объединенных Арабских Эмиратов на федеральном и локальном уровне установили много механизмов в политики, чтобы улучшить защиту прав человека.

ОтменитьДобавить комментарий