Ма́ну-смри́ти (санскр. मनुस्मृति, manusmṛti IAST), также известна как Ману-самхи́та, Манава-дхармашастра (санскр. मानवधर्मशास्त्र) и Законы Ману — памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества — Ману. Является одной из девятнадцати дхарма-шастр, которые входят в литературу смрити.

Иван Пинтийский 14.08.2017 в 10:36 # Ответить
Ману Самхита – это популярное название произведения, которое официально известно как Манава дхарма шастра и является одним из центральных источников позднейшего брахманического индуизма. Другое распространённое название труда – Ману Смрити (смрити буквально означает «закон, который помнят») или «Законы Ману». Кодекс Ману представляет собой свод законов, который является самым ранним произведением такого рода в постведический период и главной из работ, классифицируемых как Смрити.

Авторство Ману Самхиты – предмет многочисленных дискуссий. Согласно одной из версий, её авторы были членами группы брахманов, именуемых Манавами. Предположительно, они принадлежали к школе Яджур (чёрной) Веды, и жили на северо-западе Индии близ Дели. Ману Самхита была написана в пост-ведический период, когда брахманы утвердили своё положение, однако божества Ману Самхиты принадлежат Ведам, а не Пуранам и эпосу. Таким образом, Ману Самхита стоит посередине между Ведами и Пуранами.

Если же отвлечься от мнения академических кругов и обратиться к мифологической версии, то в индийской мифологии легендарный автор кодекса законов Ману – это первый человек. Имя «Ману» связно с глаголом «думать». Поскольку Ману известен как первый царь на Земле, большинство правителей средневековой Индии считали Ману родоначальником их династий.

В старинной индийской легенде о великом наводнении Ману, во многих отношениях, напоминает одновременно Ноя и Адама. История такова: «Рыба, к которой Ману проявил сострадание, предупредила его о том, что человечество погибнет в результате наводнения. Поэтому по совету рыбы он построил лодку. Когда начался потоп, он привязал лодку к шипу рыбы, и та перенесла лодку на вершину горы. Когда наводнение прекратилось, то Ману оказался единственным, кто выжил. Тогда он совершил жертвоприношение: он бросил в воду масло и вылил кислое молоко. По прошествии года из вод родилась женщина. Она провозгласила себя «дочерью Ману». Они стали прародителями новой человеческой расы, населившей Землю».

Дата создания Самхиты также покрыта мраком тайны. Учёные, проанализировав время создания книги с лингвистической и исторической точки зрения, указывают на период между 200 до н.э. и 200 н. э. По другой версии, Ману Самхита была написана приблизительно в 1500 до н. э. В любом случае, Ману Самхита знаменует собой начало новой эры создания сводов законов, которые стали достоянием последующих поколений под именем «Самхиты».

Ману Самхита стоит на полпути между старыми сводами законов и новыми, формируя связующее звено между древними и новейшими законоведами. В качесте свода законов она столетиями занимала высочайшее положение регулируя жизнь индуистов в Индии. Все позднейшие законодатели опирались на авторитет «Законов Ману». Подобный авторитет стал причиной того, что позднейшие писатели «дополняли» книгу, включая в неё свои взгляды, чтобы сделать их более популярными и приемлемыми для членов общества. Таким образом, в лице Ману Самхиты мы имеем совокупность юридических положений различных эпох. Поскольку речь идее о гетерогенной массе законов, трудно понять, какие из них действительно принадлежат Ману, а какие – позднейшим писателям.

Руководства по дхарме (правильному поведению, законам и т. п.), положенные в основу Ману Самхиты, содержат чёткие и жёсткие правила поведения, местами напоминают Ветхий Завет (с его печально известной Книгой Левит и прочим), а временами даже превосходят его по суровости.

Ману Самхита содержит 2 694 стиха в 12 главах. Она рассматривает космогонию, понятия правильного и уместного (дхарму), инициацию и изучение Вед, разновидности брака, гостеприимство, погребальные обряды, диетические нормы, осквернение и очищение, правила поведения женщин и жён, царские законы, различные юридические вопросы, а также религиозные материи, такие как пожертвования, ритуалы, доктрину кармы, природу души и наказание в различных адах.
Иван Пинтийский 14.08.2017 в 10:37 # Ответить
«Законы Ману» — наиболее важный из всех древнеарийских сборников законов — брахманской (арийской) традицией считается установлением Ману, прародителя людей.
Составление этого сборника происходило в течение нескольких веков, вследствие чего в нем наряду со сравнительно поздними статьями имеются установления обычного права, отличающиеся чрезвычайной древностью.

«Законы Ману» de-jure кодекс законов в современном смысле слова, а de-facto сборник предписаний благочестивому человеку (арию) в исполнении им своего долга — общественного, религиозно-духовного и морального, — в нем наряду с нормами обычного права излагаются космоca, государственное устройство, кастовая регламентация, санитарно-гигиенические предписания,обязанности мужа и жены и т. д. Читая тексты внимательно мы можем получить много важных и практичных советов которые так важны для каждого искреннего духовно-социального искателя - который хочет жить в гармонией с природой и установленными Законами Ману - прародителя Человечества...

ОтменитьДобавить комментарий