Нарада-смрити одна из дхарма-шастр, составленных в стихотворной форме. Содержание Нарада-смрити практически сводится к изложению судебных дел (отдельные главы посвящены судебной процедуре, каждому из 18 поводов тяжбы, розыску и наказанию преступников).

Наиболее ранняя версия памятника освящена авторитетом имени Ману, к Ману возводится Нарада-смрити и в прозаическом предисловии. Осн. текст Нарада-смрити может быть датирован I—V вв.

Нарада-смрити часто цитировалась средневековыми комментаторами и принадлежит к числу важнейших источников по классическому индийскому праву. Видимо, аналогичный характер имели не сохранившиеся дхарма-шастры "Брихаспатисмрити" и "Катьяяна-смрити".

Сидоров Андрей 14.08.2017 в 10:39 # Ответить
Нарада-смрити — одна из дхарма-шастр, служащих собраниями правовых норм, касающихся дхармы. Составлена в стихотворной форме. Этот текст носит чисто юридический характер, так как он сконцентрирован исключительно на вопросах процессуального права и права собственности. Этические предписания отступают в Нарада-смрити на второй план, что отличает её от других дхарма-шастр. Узкая правовая направленность сделала текст высоко ценимым в среде правителей и их помощников, видевшими свою дхарму в справедливом управлении государством.
Иван Пинтийский 14.08.2017 в 10:40 # Ответить
Редакции текста
На данный момент существует три редакции Нарада-смрити, различающихся по размеру. Каждая такая версия уникальна не только по длине, но и по содержанию. Более короткая была переведена Юлиусом Йолли в 1876 году, что впервые сделало текст Нарада-смрити доступным для учёных-юристов в Европе. Текст более длинной версии был опубликован тем же учёным в серии «Bibliotheca Indica» (1885) и переведён им для серии «Священные книги Востока» (англ. Sacred Books of the East; выпуск 33, 1889). Древняя рукопись Нарада-смрити из Непала, датируемая 1407 годом, содержит два дополнительных раздела, касающихся воровства и испытаний[1]. Йолли включает первый из них в своё издание как приложение и пропускает второй, высказывая мнение об его неаутентичности. В итоге опубликованный текст смрити содержит 1028 стихов, включая 61 стих о воровстве в приложении.
Пинтийский Иван 14.08.2017 в 10:40 # Ответить
Связь с другими смрити
Согласно легенде Ману Праджапати составил текст из 100 000 стихов и 1080 глав, который затем были последовательно сокращён риши Нарадой, Маркандеей и Сумати Бхаргавой[3] до текста из 4,000 стихов. Если следовать этой версии, Нарада-смрити представляет собой девятую главу, касающуюся судебных процедур, первоначального текста Ману.

Многие исследователи считают, что Ману-смрити и Нарада-смрити тесно связаны между собой. Так список и названия законов из Нарада-смрити во многом схожи с аналогичными элементами «Законов Ману». Также оба текста объединяют около 50 общих стихов, кроме того несколько стихов полностью идентичны по смыслу, но без совпадения слово в слово. Основываясь на этом и других фактах, учёный П. В. Кане считает, что текст Нарады базируется на тексте Ману-смрити[4]. Такая связь с Ману придаёт ещё большую законность тексту Нарада-смрити, так как согласно индийской традиции положения Ману касательно защиты дхармы находятся вне всяких сомнений.

Но в ряде случаев наблюдаются существенные различия между этими двумя текстами. Так Нарада-смрити приводит семь видов испытаний, а Ману только два — водой и огнём; Нарада принимает нийогу, а Ману отвергает; также в отличие от Ману-смрити здесь допускается повторное замужество женщин и так далее[5].

Возможно текст «Законов Нарады» младше смрити авторства Яджнявалкьи, так как последний содержит только пять видов испытаний против семи у Нарады. Кроме того трактовка испытаний у Нарады гораздо более исчерпывающая, чем в труде Яджнявалкьи. То же самое можно сказать и о трактовке и систематизации самих законов в этих сочинениях.
Пинтийский Иван 14.08.2017 в 10:41 # Ответить
Авторство
Традиция приписывает авторство риши Нараде, хотя по мнению ряда учёных текст написан не одним автором. Кроме того Нарада не упомянут Яджнявалкьей в списке авторов древних текстов по дхарме, также его не упоминает Парашара. И только Вишварупа, относящийся к первой половине IX века, называет Нараду первым из десяти комментаторов дхармы и цитирует 50 стихов Нарада-смрити. Также цитаты из этой смрити приведены в комментариях Медхатитхи и Виджнянешвары, а также в Агни-пуране (30 стихов).
Иван Пинтийский 14.08.2017 в 10:48 # Ответить
Датировки
Подобно многим древнеиндийским текстам, датировка текста Нарада-смрити служит предметом споров среди учёных. Несмотря на множество аргументов и доказательств, приводимых сторонами, окончательного решения не принято. Так Йолли, основываясь на упоминании слова динар в Нарада-смрити, отнёс время создания труда к периоду после 300 года н. э.[7] Кит, опираясь на данные о золотых динарах Римской империи, привёл свою датировку – первые века н. э., а именно между 100 и 300 годами н. э. Джаясвал относит текст к IV веку н. э. В настоящее время написания Нарада-смрити в основном датируется промежутком между I–V вв. н. э.

ОтменитьДобавить комментарий